Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

 "Гимназия №13 имени Э.А. Быкова"

630112 г. Новосибирск, Центральный округ, ул. Достоевского, 77 

Воспитательная работа. Информация о психолого-педагогической и социальной помощи

 

 

 

  Краткая справка

С 2017 года в МБОУ «Гимназия №13 имени Э.А. Быкова» для учащихся со статусом детей с ОВЗ и детей-инвалидов реализуются Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО) и Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (АООП ООО), в которых предусмотрены:

  • психолого-педагогическое консультирование педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей);

  • необходимые коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающими (проводят педагоги-психологи);

  • помощь обучающимся в профориентации и социальной адаптации.

Ведётся работа с учащимися с задержкой психического развития (вар.7.1 и вар.7.2), обучающимися с РАС (вар.8.1), слабовидящими (вар.4.1), с тяжёлыми нарушениями речи (вар.5.1. и вар.5.2), слабослышащими (вар.2.2).

С 2017-2018 уч.г. работает социально-психологическая служба, в состав которой входят 2 педагога-психолога, 2 социальных педагога и 1 ответственный за бесплатное питание учащихся.

С 2013 года реализуется модульный курс по психологии «Мой путь» (1-11 классы).

С 2016 года работает «Программа профориентационной работы с учащимися 1-11 классов «Шаг за шагом»».

В 2018 г. в гимназии создана Служба медиации, разработана и внедряется программа обучения «Группы равных».

Работает Совет профилактики правонарушений (заседания ежемесячно).

 

Психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве МБОУ «Гимназия №13 имени Э.А. Быкова»

Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Эффективная реализация включения особого ребёнка в среду гимназии представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения, как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов.

Одним из главных принципов психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является междисциплинарность – комплексный подход к сопровождению. Инклюзивная образовательная среда формируется целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве, имеющим единые ценности, включённым в единую организационную модель и владеющим единой системой методов.

Для этого создается группа психолого-педагогического сопровождения, в состав которой входят: заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе, классный руководитель, педагоги-психологи, учителя, работающие с учащимися с ОВЗ, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования ДШИ «Весна».

Деятельность группы сопровождения направлена, в первую очередь на изучение особенностей развития каждого конкретного учащегося, его особых образовательных потребностей, составление индивидуальной образовательной программы, разработку индивидуальной программы сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения развития учащегося (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

По каждому ребёнку назначается куратор (классный руководитель).

В течение всего периода обучения группа сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приёмов обучения, адаптации учебных программ общеобразовательных учреждений для учащихся с ОВЗ на основе оценки состояния каждого ребенка и оценки динамики его развития. Администрация гимназии несёт ответственность за организацию, состояние и качество инклюзивного обучения и воспитания.

Ключевыми направлениями работы педагога-психолога гимназии с детьми с ОВЗ являются:

  • диагностическая, коррекционная и развивающая работа;

  • профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Программа коррекционной работы педагога-психолога в гимназии включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: диагностическое направление; консультативно-просветительское и профилактическое направление; коррекционно-развивающее направление; организационно-методическое направление.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике.

По результатам диагностического обследования у обучающихся с ОВЗ могут быть выявлены нарушения интеллектуальной и личностной сфер (память, внимание, мышление, ограниченность сведений об окружающем, колебания работоспособности). Таким детям необходима организующая и стимулирующая помощь.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной инклюзии, являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; развитие социальных навыков и социализации и т.д.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья проводятся коррекционно-развивающие занятия по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей. Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания. Например, старшеклассники с интересом изучают свои способности и «Мир профессий», чтобы в будущем правильно сделать свой профессиональный выбор (используется программа «Шаг за шагом»). Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор.

Работа по консультативно-просветительскому и профилактическому направлениям обеспечивает оказание педагогам-психологам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

Специалисты разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводят мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьёй. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.

Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании.

Несколько лет подряд в гимназию приглашаются психологи ОО «Коралл», которые проводят родительские лектории по вопросам воспитания детей с ОВЗ.

Вся работа с родителями, воспитывающими детей с особыми возможностями, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счёт повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребёнком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счёт общения с другими родителями в рамках групповой работы.

Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей.

Организационно–методическое направление деятельности педагогов-психологов включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.

На обучающегося с ОВЗ на каждый учебный год составляется индивидуальный образовательный маршрут, который содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития.

С учётом индивидуального подхода к каждому обучающемуся создаётся комфортный психо-эмоциональный режим обучения, который способствует сотрудничеству («ученик–учитель», «ученик–ученик»).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения учащегося

  1. Индивидуальная карта учёта динамики развития ребёнка составляется на каждого обучающегося, имеющего заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

  2. Гимназия разрабатывает и утверждает локальный акт, в котором отражается порядок ведения и хранения Карты, доступа к содержащейся в ней информации. Работа с Картой организуется с соблюдением Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152 «О персональных данных».

  3. Карта отражает динамику развития ребёнка в течение каждого учебного года и хранится в гимназии до завершения ребёнком образования в гимназии.

  4. Содержание Карты обязательно для ознакомления родителями (законными представителями) обучающегося после каждого психолого-педагогического консилиума (ППк).

  5. Карта выдается родителям (законным представителям) при направлении ребёнка на обследование специалистами ПМПК, при переходе обучающегося в другое образовательное учреждение, при завершении общего образования.

Структура Карты

  • I.           Титульный лист (заполняется ответственным лицом, назначенным в соответствии с локальным актом гимназии).

  • II.        Социальная карта семьи (заполняется классным руководителем или социальным педагогом).

  • III. Заключение ППк (заполняется куратором сопровождения по итогам проведения первого заседания ППк в учебном году).

  • IV.     Программа комплексного сопровождения ребёнка (цель сопровождения формулируется всеми участниками сопровождения; задачи – каждым участником сопровождения).

  • V.        Индивидуально-психологические особенности (информация педагога-психолога).

  • VI.     Информация классного руководителя, социального педагога.

  • VII. Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения, оценка эффективности проделанной работы (заполняется куратором после проведения ППк по итогам учебного года).

 

Психолого-педагогическая и социальная помощь

обучающимся, испытывающим трудности в освоении

основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

на 2019-2020 уч.год

Цель работы: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МБОУ «Гимназия №13 имени Э.А. Быкова» основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической и социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Основные задачи:

  • психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в гимназии;

  • участие специалистов службы сопровождения в разработке, выборе образовательных программ, адекватных индивидуальным возможностям и способностям учащихся;

  • создание условий для полноценного психологического и социального развития гимназистов, сохранения их психологического здоровья на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к воспитанию и самовоспитанию;

  • диагностическая, консультативная, коррекционная, профилактическая, реабилитационная помощь участникам образовательного процесса в условиях гимназии;

  • осуществление индивидуального подхода к каждому учащемуся и в соответствии с этим психолого-педагогическое, социально-психологическое изучение учащихся на протяжении всего периода пребывания в гимназии;

  • пропаганда ЗОЖ, в том числе профилактика употребления ПАВ в различных проявлениях: курение, употребление алкоголя, токсикомании, употребление наркотических веществ;

  • предупреждение правонарушений и отклоняющегося (девиантного, аддиктивного, суицидального) поведения учащихся, негативного семейного воспитания;

  • охранно-защитная деятельность (защита прав и интересов личности ребенка, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем);

  • осуществление организации и контроля категории учащихся, нуждающихся в бесплатном питании.

Планируемые результаты работы

  1. Организация взаимодействия педагогов-психологов и социальных педагогов со всеми участниками образовательного процесса.

  2. Создание системы психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, организации психологически безопасной образовательной среды.

  3. Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе.

  4. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения.

  5. Высокий уровень психологического климата в классных коллективах.

  6. Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.

  7. Сформированность у обучающихся ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни.

  8. Развитие самостоятельности и личной ответственности. Развитие навыков саморегуляции поведения.

  9. Сформированность коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.

  10. Успешная адаптация и социализация выпускников гимназии.

 

Диагностический инвентарь,

используемый в работе педагогов-психологов

Диагностика познавательной сферы

Методический комплекс Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем в обучении, социализации и профессионального самоопределения старшеклассников»

1.                  Внимание

  • Методика «Запомни и расставь точки»

  • Корректурная проба

  • Корректурная проба (Бентона)

  • Методика Мюнстерберга

  • Числовой квадрат

 

2.                  Интеллект

  • Тест Амтхауэра (7-9 лет)

  • Интеллектуальная лабильность

  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра (от 12 лет)

  • ШТУР (14-18 лет)

  • По методике ИРМШ А.П. Мясоеда (7 – 10 лет)

 

3.                  Память

  • Методика изучения памяти «10 слов» Лурия

  • Запомни цифры

  • Оперативная память

 

4.                  Мышление

  • Выявление общих понятий

  • Изучение ригидности мышления

  • Исключение понятий

  • Исследование гибкости мышления

  • Сравнение понятий

  • Толкование пословиц

 

5.                  Восприятие

  • «Компасы»

 

Личностные методики

  • Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

  • Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

  • Методика изучения самоотношения (В.В. Столин)

  • Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса

  • Незаконченые предложения

  • Опросник Г. Шмишека

  • Тест Р.Б. Кеттелла (8 - 12)

  • Тест Р.Б. Кеттелла (12 – 18)

  • Шкала оценки значимости эмоций

  • Шкала оценки мотивации одобрения

  • Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»

 

Диагностика тревожности

  • Методика Филлипса (1 -8 класс)

  • Ч.Д. Спилбергер «Тревоги и тревожности шкала

  • Тревожность и Депрессия

  • Тест Дж. Тейлора

 

Самооценка

  • Методика С.А. Будасси (самооценка)

  • Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

  • Тест «Самооценка»

  • Шкала самооценки Спилбергера-Ханина

 

Диагностика особенности эмоционально–волевой сферы

  • САН (экспресс – оценка самочувствия, активности, настроения)

  • Шкала безнадежности А. Бека

  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

  • Диагностика суицидального поведения подростков (модификация опросника Г. Айзенка « Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста)

  • Тест акцентуаций

  • Цветовой тест Люшера

 

Диагностика коммуникативной сферы

  • «Варежки»

  • Методика «Кто прав?»

  • Тест Т. Лири

  • Методика диагностики поведения в конфликтной ситуации К.Томаса

 

Педагогами-психологами в течение учебного года реализуются следующие программы:

Название программы

Основная цель программы

«Первый раз в первый класс»

(1 класс)

Сопровождение адаптации к школе

«Мир эмоций»

 (2 класс)

Развитие умения понимать свои и чужие эмоции, знакомство с качествами характера

«Моя семья, моя школа, мои друзья»

(3 класс)

Развитие коммуникативных способностей, повышение осознанности, развитие навыка рефлексии, умения понимать близких и окружающих людей – детей и взрослых

«Я и моя душа» (4 класс)

Развитие рефлексии, коммуникативных навыков, подготовка к переходу в 5 класс, знакомство с особенностями раннего подросткового периода

«Познай себя» (5-6 класс)

Помощь в адаптации к изменившимся условиям обучения и формирование умения принимать на себя ответственность за свои поступки

«Я – подросток» (7-8 класс)

Формирование и сохранение психологического здоровья учащихся

«Путешествие в поисках себя» (9 класс)

Создание условий для личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

«Путёвка в жизнь» (10-11 классы)

Формирование и утверждение собственных перспектив

 

График работы педагогов-психологов

Авдеева Виктория Викторовна

пн

вт

ср

чт

пт

сб

15.00-18.30

15.00-18.30

15.00-18.30

15.00-18.30

15.00-18.30

8.30-14.00

Янченко Анна Николаевна

пн

вт

ср

чт

пт

сб

10.00-18.00

9.30-13.30

15.00-18.00

метод.день

метод.день

9.30-14.30

Консультации педагогов-психологов для учащихся, родителей и педагогов (по предварительной записи)

Авдеева Виктория Викторовна

пн

вт

ср

чт

пт

сб

с 17.00 до 18.30

с 17.00 до 18.30

с 17.00 до 18.30

с 17.00 до 18.30

с 17.00 до 18.30

с 8.30 до 14.00

График работы социальных педагогов

Богданова Александра Борисовна

пн

вт

ср

чт

пт

сб

8.30-18.00

8.30-15.00

метод.день

8.30-15.00

12.00-18.00

8.30-14.00

Шуркалова Татьяна Ильинична

пн

вт

ср

чт

пт

сб

8.30-15.00

12.00-18.00

8.30-15.00

метод.день

8.30-15.00

8.30-14.00

 Памятки для родителей и детей

 

 

 

 

 

 
   
   
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"